Центр развития ребёнка д/с № 74 «Маячок»

Великий Новгород, ул. Кочетова, 31, корп. 2

Телефон

8 (8162) 67-01-44, 67-01-44

Эл. почта 74dou@mail.ru

Министерство науки и высшего образования РФ

Совершенствование профессиональных компетенций педагога ДОО согласно требований ФГОС 

1. Актуальность, обоснованность, необходимость инновации В последнее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется профессиональной компетентности педагогов, работающих в системе дошкольного образования. В профессиональном стандарте «Педагога» четко указано, что педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования должна быть реализована в конкретных действиях, требующих определенных знаний и умений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. сказано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».

Образовательная деятельность ДОО в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:

Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;

Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;

Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно-образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;

Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;

Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса. Новые социальные ориентиры, изложенные в документах обусловливают необходимость и значимость профессионализма – не только наличие у педагога комплекса профессиональных знаний умений навыков, но и наличие сформированных личностных и профессиональных качеств педагога. Необходимо, чтобы педагог дошкольного образования осознавал общественную значимость своей профессиональной деятельности в социуме. Сама деятельность все больше становится принципиально инновационной. Современная жизнь требует от педагога умения быть готовым к переменам, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений. Признаком времени является повышенный профессионализм педагога дошкольного образования. Инновационная деятельность всегда связана с рядом преобразований. Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, предметной среды, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно.

Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в Профессиональном стандарте педагога, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса

2. Методологическая (методическая) компетентность

3. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ

4. Компетентность в организации воспитательной работы

5. Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса

6. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников

7. Компетентность в установлении контактов с родителями

8. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников

9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования

10. Креативная компетентность педагога (исследовательская)

11. Коммуникативная компетентность

12. Регулятивная компетентность

13. Социальная компетентность

14. Специальная компетентность

Пути развития профессиональной компетентности педагогов:

работа в методических объединениях и творческих группах

исследовательская, экспериментальная деятельность

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

различные формы педагогической поддержки

активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах

обобщение собственного педагогического опыта

Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности методической службой созданы определенные условия.

Каждый педагог ДОО имеет возможность:

систематически проходить курсов повышения квалификации

изучать современную методическую, педагогическую литературу

посещать обучающие семинары, практикумы и т.д.

участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами

участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности

изучать информационно-компьютерные технологии

участвовать в конкурсах профессионального мастерства

участвовать в реализации проектов по ДОО

иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок

осуществлять работу по самообразованию