Центр развития ребёнка д/с № 74 «Маячок»

Великий Новгород, ул. Кочетова, 31, корп. 2

Телефон

8 (8162) 67-01-44, 67-01-44

Эл. почта 74dou@mail.ru

Особо место в жизни детей дошкольного возраста и в содержании Программы занимает игра. Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая часть жизни человека от рождения до последних дней. (ООП ДО, стр. 18-19)

                                                                                             ИГРА 

                                                                       Ранний возраст (1 – 3 года)

      Ранний возраст - период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком ее понимании. Воображаемая ситуация, являющаяся показателем сюжетно-ролевой игры, вырабатывается у детей к 3 годам. На втором и третьем годах жизни дети отражают действия с игрушками, предметами в соответствии с их назначением, передают знакомые им ситуации (кормление, лечение, прогулку, поездки на транспорте, катание в машине кукол, животных и др.);  на втором году жизни учатся переносить в игру знакомые бытовые ситуации; на третьем году – понятные им фрагменты трудовой, общественной жизни, элементы хорошо знакомых сказок. Сначала дети учатся воплощать действия с помощью игрушек, затем с предметами – заместителями и воображенными предметами.                                                

Для детей 2 и 3 лет характерно наличие самостоятельной игровой деятельности, в которой они проигрывают знакомые им действия, на третьем году ставят и решают простые задачи. Игры детей раннего возраста в основном не устойчива, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений. Таким образом, изобразительный (первый год жизни) и сюжетно-отобразительный этап (второй и третий год жизни, первые сюжетные игры детей (третий год жизни) создают предпосылки развития творческих игр в дошкольный период.

                                   Сюжетно-ролевая игра

Основные виды сюжета в раннем дошкольном возрасте.

- Обозначение и развертывание действий с предметами в игре.

- Реализации ролевого поведения за счет обозначения и осуществления условной ролевой позиции.

Условные предметные действия при этом становятся вторичны, и подчиняются роли.

Цель: формирование игровых умений детей раннего возраста.

Взрослый организует соответствующую игровую среду. В случае   необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и пр.), организует несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

                                                    Задачи.

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников.

Помогать играть рядом, не мешая друг другу.

Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

 Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре.

Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Дидактические игры

Цель: Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.

 Задачи: Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Подвижные игры

Цель:

-Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. -Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

Театрализованные игры

Цель:

- Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

- Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками.

- Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

   Содержание работы по игровой деятельности соответствует содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». – Москва: Издательство Мозаика-Синтез, 2014 г.

                                   Дошкольный возраст (3 – 7 лет)                                                

Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду, одним из важных средств развития детей дошкольного возраста. Игра предоставляет каждому ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы.

Играя с детьми, воспитатель помогает им адаптироваться к условиям жизни в детском саду, через игру вызывает у ребенка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Воспитатель развивает игровую деятельность у детей, формируя у них умения, необходимые для сюжетной игры и игры с правилами - основных видов игровой деятельности дошкольников.

   Содержание работы по игровой деятельности соответствует содержанию образовательной программы дошкольного образования «Развитие» (одобрена Экспертным советом ФГАУ «ФИРО» по образованию и социализации детей – протокол заседания от 25 мая 2016 года № 10) М.: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г. 173.  В основе становления сюжетной игры в дошкольном возрасте в программе заложен подход Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя / М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.)