Центр развития ребёнка д/с № 74 «Маячок»

Великий Новгород, ул. Кочетова, 31, корп. 2

Телефон

8 (8162) 67-01-44, 67-01-44

Эл. почта 74dou@mail.ru

                             Обогащение словарного запаса

Задачи лексического развития детей дошкольного возраста:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов; наполнение их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено; развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря.

4.Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечных, / жаргонных)

Содержание словарной работы связано с развитием:

- бытового словаря: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, посуды, мебели, предметов быта, пищи, помещений;

- природоведческого словаря: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческого словаря: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники и др.);

- эмоционально-оценочной лексики: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали), фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых ими явлений (ветхий – очень старый);

- лексики, обозначающей время, пространство, количество. В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и т.д.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Направления словарной работы:

- Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

- Усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам

Критерии отбора слов для развития словаря детей:

- Коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей.

- Учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы.

- Необходимость слова для усвоения содержания образования, предусмотренного Программой.

- Значимость слова для решения воспитательных задач.

- Частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети.

- Значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений.

- Отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям.

- Отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия)

Принципы словарной работы:

- Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

- Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи.

- Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

- Опора на активное и действенное познание окружающего мира.

- Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности.

- Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей.