Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуальною развития. Включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения экспериментов. Формы и средства реализации: игровое моделирование ситуаций, наблюдения с обсуждением, рассказ с дальнейшим обсуждением, экскурсии с дальнейшим обсуждением, рассматривание с дальнейшим обсуждением, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, конструирование, проектная деятельность, игры (дидактические, интеллектуально-развивающие и др.) и др., информационно-компьютерные средства, логические рассуждения, актуализация опыта детей, выявление причинно-следственных связей, обследование предметов. (ООП ДО, стр 33)
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. (ООП ДО, стр.24)
Сенсорное развитие
1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
2.Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.
3.Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).
4.Формировать умение называть свойства предметов.
Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).
Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. Педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов, показывает правильные способы действий, а также предоставляет возможность для самостоятельного исследования. Необходимо напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).
Задачи педагога:
- знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
- поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
- побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
- обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.