Совершенствование педагогической работы
Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел рядом профессиональных компетенций.
Компетенция - базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности.
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Структура компетенции включает в себя: умения как основу компетенции; знания, обеспечивающие усвоение умения; ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях.
1. Компетенция в ведении образовательного процесса:
- Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Знать образовательные и парциальные программы. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
2. Методологическая (методическая) компетенция заключается в следующем:
- Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
- Владеть теорией и педагогическими методиками.
Все педагоги имеют педагогическое образование, проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, вебинарах. Особенно важным является работа над темами самообразования. Педагоги всегда делятся приобретённой информацией, опытом на совещаниях и педсоветах.
3. Компетенции в организации воспитательной работы.
Педагоги активно проводят различные мероприятия, акции («Мы за здоровый образ жизни», Юный доброволец), организуют участие детей в конкурсах (на уровне детского сада, муниципалитета, области, РФ), различных проектах.
4. Компетенция в создании предметно-пространственной среды и организации здоровье сберегающих условий образовательного процесса. Возникают трудности в создании предметно-пространственной среды, но решаются по возможности.
В группах педагоги стараются создавать благоприятную предметнопространственную среду. По здоровье сберегающим условиям: разработана программа «Здоровячок» и ведется работа по данной программе.
5. Компетенции в установлении контактов с родителями.
Родители – наши основные партнеры. Очень важно наладить с ними взаимодействие. Для этого в нашем детском саду выбран родительский комитет, который активно участвует в жизни ДОО. Активно проводятся конкурсы поделок с участием родителей, участие в хозяйственной деятельности сада. Проводятся различные совместные с родителями акции .
6. ИКТ – компетенции. Имеются затруднения поскольку педагогам статистам сложно освоить данные технологии. ИКТ активно используют 100% воспитателей, музыкальный руководитель. Используется материал из сети-Интернет (особенно в поиске интересных сценариев развлечений, материала для проведения бесед, родительских собраний). Также педагоги активно используют в своей работе закрытые группы в социальной сети. Также используются презентации при проведении родительских собраний, педагогических советов, совещаний.
7. Социальная компетенция.
Уметь работать в команде педагогов, взаимодействие с другими организациями
Это лишь часть профессиональных компетенций. В связи с этим требуется поиск таких форм и методов работы, которые будут способствовать повышению уровня педагогической компетентности каждого учителя и педагогического коллектива в целом, оказанию реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как комплекса профессиональных знаний и умений.
Основные пути развития профессиональных компетенций: -курсы повышения квалификации, -исследовательская, экспериментальная деятельность, -инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, -участие в методических объединениях, - умение ориентироваться в информационном потоке, -обобщение собственного педагогического опыта, - самообразование (одно из главных), - активное участие в педагогических конкурсах (очных, заочных).
В нашем садике активно ведется работа по участию педагогов в различных конкурсах. 2 педагога принимают участие в муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года- 2022" Таким образом, профессиональные компетенции педагогов можно развивать не только в повседневной работе, плановых мероприятиях ДОО, но и участвуя в конкурсах различного уровня. Участие в конкурсах позволяет педагогам проанализировать свою деятельность, систематизировать свой опыт, выявить свои способности, помочь почувствовать свою значимость и ценность в коллективе. Также результативность участия в конкурсе помогает педагогам аттестоваться.