В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
- приобщения к разным видам художественноэстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
ООП ДО (стр.30)
Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.
Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
Второе направление- искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
Третье направление- искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.
Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстративного материала (репродукции, фото изделия народных мастеров и т. д.).
Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию,
ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляет, по сути, подготовительный этап ознакомления с искусством.
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учится отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами обращения с нею, рассматривает иллюстрации, учится сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с народной игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки, богородская игрушка), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).
В возрасте 1,5-2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома или в группе детского сада можно показывать кукольный театр — сначала при свете, а потом в полумраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли как по сказкам, так и на основе житейских ситуаций. Постепенно к показу можно привлекать самих детей: они уже в состоянии оказать взрослому посильную помощь.
В группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, то есть начать целенаправленно готовить малышей к посещению выставок, музеев, театров.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т. д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т. д. Взрослый должен умело руководить их действиями, чтобы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т. п., провести занятие с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей (допускается выход за рамки обозначенных в программе целей и задач).
Таким образом, ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Цель художественного воспитания — эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.
Содержание художественного воспитания включает в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загадки, песенки-потешки, народные песни, танцы и хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и проведении народных праздников.
Знакомство с народным искусством предполагает учет региона, в котором расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и в регионе. Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и подготовительной к школе группах детей знакомят с искусством народов мира.
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская) народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки потешки, хороводы, народные игры и т. д.
В старшей и подготовительной к школе группах детям читают проведения зарубежных авторов, поэтому целесообразно познакомить их с обычаями, культурой разных народов; вместе с тем формирование основ художественно-эстетической культуры предполагает знакомство детей прежде всего с культурой родного народа: его традициями, бытом, костюмом. Это направление работы занимает значительное место в старшей и подготовительной к школе группах: дети участвуют в фольклорных праздниках, учатся играть на народных инструментах, осваивают народные танцы и пляски.
Дав детям первоначальные представления о народном искусстве, можно переходить к знакомству с профессиональным искусством: историей появления и развития разных его видов, их видовыми особенностями и жанрами. Эта работа должна опираться на знания и умения детей.
Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает их живой интерес, развивает их чувства, эмоции.
Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать произведения одного и разных жанров, а также произведения разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.