Познавательное развитие дошкольников включает в себя:
1. Развитие мышления, памяти и внимания (посредством различных видов деятельности, вопросов детей, занятий по развитию логики, развивающих игр).
2. Развитие любознательности (посредством развития познавательной мотивации, развития воображения и творческой активности).
3. Формирование специальных способов ориентации (посредством экспериментирования с природным материалом, использования схем, символов, знаков)
Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста:
1. Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.
2. Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.
3. Организация речевого общения детей, обеспечивающее самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.
4. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети».
5. Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду дает возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя заключается в организации ситуации для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
6. Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
7.Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создают положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствуют возникновению познавательного интереса.
Направления познавательного развития:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Приобщение к социокультурным ценностям.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с миром природы.
Формы работы с детьми по познавательному развитию:
Сюжетная игра, рассматривание, наблюдение, игра-экспериментирование, конструирование, исследовательская деятельность, развивающая игра, интегративная деятельность, экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, беседа, проблемная ситуация, проектная деятельность, создание коллекций