Формирование представлений об окружающем мире: общество и государство, культура и история
Приобщение к социокультурным ценностям.
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Социальное окружение. Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Продолжать расширять представления о людях разных профессий.
Дать детям представления о человеке труда: ответственность, аккуратность, добросовестность помогают создавать разные материальные и духовные ценности.
Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Расширять представления дошкольников о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах.
Дать представление о многообразии народов мира.
Знакомить с элементами культуры, обычаев, государствами (название, флаг, столица) некоторых народов мира
Показывать на карте, глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей. Поощрять детей к проектно-исследовательской деятельности на темы народов мира.
Воспитывать интерес и уважение к другим народам.
Представление об отечественных традициях и праздниках
Цель: Формировать интерес к истории и культуре России. Создать условия для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
Задачи:
Знакомить детей с народными традициями, праздниками, играми и включать их в детскую жизнь.
Знакомить детей с устным народным творчеством.
Способствовать духовно – нравственному развитию ребёнка, познавательной активности, любознательности.
Развивать устную речь ребёнка, умение образно описать предмет, дать яркую характеристику – воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Сформировать чувство национального достоинства.
Воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений.
Принципы:
1. Принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен бать с постепенным усложнением.
2. Принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
3. Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей.
4. Принцип комплексного и интегративного подхода – приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности, предлагается использование различных видов и форм взаимодействия с детьми.
5. Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик.
6. Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.
7. Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Подходы в организации работы:
1. Комплексный, позволяющий в практике приобщения к своим истокам, народной культуре решать задачи разных разделов воспитания: художественно-эстетического, экологического, валеологического, нравственного, трудового и др.
2. Личностно – ориентированный, предполагающий учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с поставленными целями и задачами, что даёт им возможность проявить свою активность и индивидуальность.
3. Деятельностный, позволяющий ребёнку применять полученную информацию в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, музыкальной, познавательной, экспериментальной, двигательной и тд.