Центр развития ребёнка д/с № 74 «Маячок»

Великий Новгород, ул. Кочетова, 31, корп. 2

Телефон

8 (8162) 67-01-44, 67-01-44

Эл. почта 74dou@mail.ru

Оценка групп. Гигиена и формирование культурно-гигиенических навыков

Гигиена и формирование культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические  навыки - важная  составляющая  часть культуры  поведения.  Воспитание  у  детей  навыков  личной  и  общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В  процессе  повседневного  общения  с  детьми  группы  педагогу необходимо  воспитывать  у  них  навыки  личной  и  общественной  гигиены, которым  принадлежит  первостепенная  роль  в  предупреждении  многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться  к тому, чтобы соблюдение правил  личной  гигиены  стало  для  детей  естественной  потребностью,  такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно  совершенствовались  и  становились  привычными.      

Вначале малышей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки с мылом перед едой, после прогулки и пользования туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно  следует  побуждать  детей  к  выполнению  более  сложных  действий - мыть  лицо,  шею,  руки;  ежедневно  самостоятельно  или  с помощью  взрослых  мыть  ноги  перед  сном,  выполнять  простейшие  водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков у  детей  формируется  в  семье,  поэтому  на  этапе  дошкольного  детства необходимо  вести  разъяснительную  и  просветительскую  работу  с родителями, активно привлекая их к гигиеническому воспитанию детей.

Старшие  дошкольники  должны  уметь  пользоваться индивидуальными  предметами - расческой,  стаканом  для  полоскания  рта, полотенцем  и  т.д.;  понимать,  что  все  эти  предметы  должны  содержаться  в чистоте и храниться в специально отведенном месте. Формирование навыков личной  гигиены  неразрывно  связано  с  воспитанием  культуры  поведения  и понимания  необходимости  быть  всегда  опрятными,  замечать  недостатки  в своей одежде и  уметь их самостоятельно  устранять.  Приобретенные детьми первоначальные  навыки  гигиены  целесообразно  закреплять  в  тематических играх  соответствующего  содержания,  которые  можно  проводить  как  в помещении,  так  и  на  участке. 

Детям  дошкольного  возраста  необходимо  прививать,  кроме  того, элементарные  знания  из  области  общественной  гигиены,    которые неразрывно  связаны  с  личной  гигиеной.  Это - соблюдение  чистоты  и порядка  в  общественных  местах.  Ребенок  должен  понимать,  что  нельзя сорить  не  только  в  квартире,  группе,  но  и  на  улице,  в  скверах,  парках,  во дворах,  в  транспорте.  Все  эти  сведения  дети  получают  в  процессе разнообразной  деятельности;  в  каждом  из  режимных моментов воспитатель может  найти  то,  о  чем  необходимо  поговорить  с  детьми,  что  важно напомнить, чтобы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения. Усвоение  правил  гигиены  в  большой  мере  зависит  от  условий,  в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех  принадлежностей  для  умывания,  мытья  рук,  полоскания  полости  рта, проведения закаливающих процедур.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач.

Вторая младшая группа.

1.  Обогащать  представления  детей  о  процессах  умывания,  одевания, купания,  еды,  уборки  помещения,  атрибутах  и  основных  действиях, сопровождающих их.

2. Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом.

3. Развивать  умения  одеваться  и  раздеваться  при  участии  взрослого, стремясь к самостоятельным действиям.

 4.  Развивать  умения  ухаживать  за  своими  вещами  и  игрушками  при участии взрослого.

5. Осваивать  правила  культурного  поведения  во  время  еды,  развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

6. Развивать умения отражать в игре культурно-гигиенические навыки (одеваем куклу на прогулку, купаем кукол, готовим обед и угощаем гостей). Средняя группа.

1.  Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом.

2.  Соблюдать культуру поведения за столом.

3.  Самостоятельно  одеваться  и  раздеваться,  ухаживать  за  своими вещами (вещами личного пользования).

Старшая группа.

1.  Формировать представления о здоровье, его ценности,  полезных привычках,  укрепляющих  здоровье,  о  мерах  профилактики  и  охраны здоровья.

2.  Способствовать  развитию  самостоятельности  детей  в  выполнении  культурно-гигиенических  навыков  и  жизненно  важных привычек.

Подготовительная группа.

1.  Воспитывать  ценностное  отношение  детей  к  здоровью  и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

2. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

3.  Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно- гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.

Для  успешного  решения  этих  задач  специалисты  рекомендуют использовать  разнообразные  педагогические  приемы  с  учетом  возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе игры, систематическое напоминание о необходимости, соблюдения гигиенических  правил  и  постепенное  повышение  требований  к  их осуществлению.  Следует  добиваться  от  дошкольников  четкого  выполнения гигиенических  действий  в  их  правильной  последовательности. 

Гигиенические  знания  детей  следует  закреплять  и  совершенствовать  на занятиях  по  физической  культуре,  трудовому  воспитанию;  на занятиях  по  ознакомлению  с  окружающим  миром,  с  природой,  в  беседах  о культуре быта и экологии.

Не  меньшее  внимание  необходимо  уделять  эстетике  питания  и культуре поведения детей за столом. Задача воспитателей,  а  также  родителей - научить  дошкольника  правильно  вести себя  за  столом,  умело  пользоваться  столовыми  приборами,  быть обходительными в застольном общении. Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде,  разным  блюдам,  умение  пользоваться  столовыми  приборами  и салфетками.  Воспитатель  учит  детей  мыть  руки  перед  едой,  правильно  сидеть  во  время  приема  пищи:  не  откидываться  на  спинку  стула,  не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т. д. Обучать  правилам  поведения  за  столом  можно  как  на  специально организованных  занятиях,  так  и  во  время  приема  пищи.